Предлагаемые вниманию читателей рабочие тетради по гражданскому праву представляют собой набор учебно-методических пособий по курсу «Гражданское право», предназначенных для организации самостоятельной деятельности студентов, изучающих учебную дисциплину «Гражданское право» в высших учебных заведениях. Многолетний опыт преподавания и наблюдения за результатами освоения студентами курса гражданского права показывает, что, несмотря на все усилия преподавателей, многие студенты, к сожалению, недостаточно овладевают базовыми знаниями и умениями, следовательно, не имеют компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. Изучение практики проведения семинарских занятий по гражданскому праву приводит к выводу, что одной из ключевых проблем системы обучения является недостаточное внимание самостоятельной работе студентов по освоению ими профессиональных навыков:
Семинарские занятия не должны превращаться в повторение лекций, в «театр одного актера», где преподаватель очень интересно рассказывает о научных теориях, а студенты пассивно ему внимают. Преподаватель не должен подменять собой лектора. Задача преподавателя, ведущего семинарские занятия, состоит в организации самостоятельной активности студентов по изучению гражданского права, в содействии формированию у студентов собственных профессиональных компетенций.
Основой обучения профессии является самостоятельная мыслительная деятельность студентов.
Научные исследования в области обучения взрослых привели к выводу о существовании особенностей восприятия ими информации, которые следует учитывать при обучении студентов юридических факультетов. Студенты начинают изучение гражданского права на втором курсе, уже имея определенный собственный жизненный опыт, обладая сформировавшимся критическим мышлением. Поэтому преподавание гражданского права на семинарских занятия должно строиться с опорой на собственные знания и опыт студентов, с помощью создания для них образовательной среды, способствующей осмыслению этого опыта, его оценке и переоценке, интеграции в него новых теоретических знаний о гражданско-правовых понятиях и категориях.
Каждая тема рабочей тетради включает в себя задания, в которых студенту предлагается описать свои теоретические знания по ключевым вопросам темы. Выполнение совокупности этих заданий позволяет констатировать, что студенту удалось освоить теоретический материал. Помимо теоретических вопросов, в рабочую тетрадь включено значительное число практических заданий. Некоторые из этих заданий призваны дать студенту возможность вспомнить и проанализировать собственный опыт: «Вспомните, какие договоры Вы сегодня заключили», «Вспомните, каким образом Вы заключали договор о ремонте вещи» и пр. Чтобы анализ студентами собственного опыта был полезным для достижения учебных целей, подобные задания сопровождаются последовательностью вопросов, с помощью которых студент приближается к осознанию ключевых понятий гражданского права. Для формирования у студентов представления о связи между теоретическими понятиями, категориями и реальной правореализационной деятельностью, в каждую тему включаются задания, в которых студентам предлагается придумать примеры конкретных правовых отношений, либо квалифицировать жизненные ситуации с точки зрения права.
Каждая тема включает в себя задания, направленные на формирование умения работы с юридическими документами. Задания сформированы по традиционному методу: «делаю я — делаем вместе — делаешь сам». Постепенное приближение к самостоятельной подготовке документа начинается с ознакомления с фрагментами документов, изучения их реквизитов и структуры. После этого осмысливается использование юридических терминов, иных слов и выражений, их значения. Работа завершается самостоятельным составлением документа. Для удобства в рабочих тетрадях всегда соблюдается последовательность размещения заданий по работе с документом. Соответствующие вопросы и задания размещаются либо в одном упражнении, либо в последовательности соседних упражнений с соответствующими ссылками. Мы не рекомендуем разбивать задание на части и пропускать отдельные элементы задания.
В рабочей тетради имеется значительное число учебных задач. Количество этих задач невелико, рабочая тетрадь не заменяет собой сборники задач (практикумы) по гражданскому праву. Поэтому при проведении занятий рабочие тетради и сборники задач могут использоваться одновременно. Однако, в отличие от традиционных практикумов, когда алгоритм решения задачи определяется студентом самостоятельно, в тетради решение задачи производится путем ответов на последовательный ряд вопросов. В результате у студента создается представление о юридическом мышлении и логике, формируется умение последовательного рассуждения. Фабулы задач составлены таким образом, чтобы вызывать эмоциональный отклик у студентов. Тем самым создаются условия для лучшего запоминания материала. Отдельные задачи рабочих тетрадей формируют некоторую сюжетную линию, герои задач повторяются, студенты из занятия в занятие следят за судьбой постоянных героев: Василия Пробкина, Маши, Клаши и др.
Для облегчения запоминания материала, в каждую тему включены иллюстрации, которые служат мнемотехническими инструментами. Они создают опорные образы, с которыми у студентов ассоциируется тема, ее основные понятия, термины, ситуации и др. В дальнейшем такие ассоциации помогут студенту при подготовке к экзамену, в последующей профессиональной деятельности.
В рабочие тетради включены фрагменты из наиболее значимых произведений классической юридической литературы дореволюционного, советского и современного периода, даются биографические задания, с помощью которых у студентов формируются представления об истории науки гражданского права.
В тетради включены кроссворды, загадки, ребусы, составленные из гражданско-правовых терминов. Не предполагается, что на эти задания будет выделяться специальное время на семинарских занятиях, однако студенты могут использовать эти игры и задания в свое свободное время по своему усмотрению.
Количество упражнений, включенных в каждую тему, не предполагает возможности их полного выполнения во время аудиторных занятиях. На базе предлагаемых заданий могут конструироваться индивидуальные и групповые задания, проверочные работы, домашние задания и пр. Вместе с тем выполнение всех заданий по каждой теме направлено на формирование представления по всем значимым вопросам, включенным в учебный план по дисциплине.
Каждая тетрадь завершается заданием, связанным с подведением итогов изученного материала. Предполагается, что студент будет отвечать на вопросы, занимаясь самостоятельно, вне аудитории. При проверке тетрадей преподавателю рекомендуется проверять заполнение итогового раздела, в том числе для выявления пробелов и проблем, характерных для большинства студентов группы, с целью коррекции знаний студентов на очередном занятии.
Рабочие тетради разделены на отдельные части по разделам курса (см. план использования тетрадей), что позволяет периодически (ежемесячно) проверять тетради и следить за прогрессом студентов.
Опыт авторов по использованию рабочих тетрадей на учебных занятиях показывает, что такая форма является весьма эффективной в формировании профессиональных знаний и умений студентов.